Зачем России сдавать Иран

  • 02.06.2019

Хозяева слов

29 мая Белый дом выпустил короткое, но тем не менее сенсационное заявление. «В июне советник по нацбезопасности США Джон Болтон, советник по нацбезопасности Израиля Мейр Бен-Шаббат и секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев встретятся в израильском Иерусалиме для обсуждения вопросов региональной безопасности». И сенсационность тут не в добавлении слова «израильский» к Иерусалиму. А в том, что будут обсуждать два уважаемых человека с Джоном Болтоном, чьи действия во внешней политике ведут к чему угодно, только не к повышению безопасности – ни для США, ни для всего остального мира.

Обсуждать они будут Иран, который, по словам премьер-министра Биньямина Нетаньяху, «вместе со своими сателлитами является самой большой угрозой для стабильности и безопасности региона». Да, вплоть до недавнего времени позиции Москвы, с одной стороны, и Иерусалима с Вашингтоном, с другой, диаметрально расходились. Кремль считал угрозой не Иран, а Соединенные Штаты, которые вышли из ядерной сделки с Тегераном (лежащей в основе стабильности региона) и угрожают иранцам войной.

Угрозой также является и Саудовская Аравия с Израилем, которые толкают Штаты к этой войне. Сами же иранцы сидят в активной обороне. Они занимаются лишь тем, что выстраивают зоны безопасности в своей сфере влияния (Сирия, Ирак), а также контратакуют Саудовскую Аравию через своих йеменских партнеров-хуситов, а Израиль – через ХАМАС. При этом Иран готов отказаться от ядерного оружия (собственно, уже сделал это при Обаме), а также, вопреки официальным популистским заявлениям своих духовных лидеров, не собирается уничтожать Израиль. Просто потому, что у Иерусалима-то как раз ядерное оружие есть, и оно является эффективным средством сдерживания.

Понятно, что такая разница в позициях между Москвой и Вашингтоном (усугублявшаяся к тому же взаимным недоверием) не позволяла достичь компромиссов, и подобные саммиты были бесполезны. Даже контрпродуктивны – вряд ли иранским коллегам понравилось бы то, что о них договариваются за их спиной, да еще и в «израильском Иерусалиме». Однако, если верить западной прессе), за последний месяц позиция Кремля резко изменилась. Американское издание Bloomberg со ссылкой аж на два источника сообщило о том, что Россия отказалась продавать Ирану системы С-400. Якобы потому, что Москва «не захотела обострять ситуацию в заливе». И это притом, что системы С-400 – оборонительное оружие, и как раз способствуют деэскалации ситуации в Персидском заливе, поскольку усиливают оборонный потенциал Ирана и делают менее вероятной начало войны против него.

За что сдаем?

Ни в Москве, ни в Тегеране эту информацию не подтвердили. Но если она правдива, или даже является полуправдой (например, Москва могла просто приостановить поставки, и намерена обсудить их будущую судьбу на пресловутых переговорах в Иерусалиме), то такой сдвиг позиции является серьезной ошибкой. Единственной достойной причиной отказа может стать нежелание Ирана оплачивать эту поставку реальными деньгами (во что, понимая важность С-400 для Тегерана, верится слабо) – все остальные возможные мотивы являются лишь синицами в небесах, ради которых выпускают журавля из рук.

Самих мотивов может быть несколько. Первый – Россия и США все-таки заключили «большую сделку». Россия помогает американцам решить их самую большую проблему (сдержать Иран и «поставить его на место»), в ответ на что США прекращают создавать России проблемы на постсоветском пространстве. Которое, как ни крути, для Москвы куда важнее, чем Ближний Восток.

Второй – Москва решила не лезть в бутылку и самоустраниться от американо-иранского конфликта, грозящего перейти в большую войну. Иран не является российским союзником (он лишь важный партнер), и Кремль не обязан защищать иранцев так, как он защищает, например, ту же Абхазию или Белоруссию. Иранцы ничего не сделали для того, чтобы получить лояльность Москвы – достаточно вспомнить, что после снятия с Ирана санкций Тегеран заключил многомиллиардные контракты не с российскими, а с европейскими компаниями.

В-третьих, Москве могли предложить альтернативу – та же Саудовская Аравия, например, предложила контракты и инвестиции в обмен на отказ поставлять Ирану С-400 и на смещение российской позиции в отношении Исламской Республики. Международные отношения – это бизнес, ничего личного.

Цена предательства

Однако именно потому, что это бизнес, Россия не должна отказываться от поставок С-400 по политическим причинам. Прежде всего потому, что это бьет по репутации Москвы как поставщика оружия. В России уже признали большой ошибкой отказ поставлять Ирану С-300 в 2010 году, и вряд ли захотят наступать на эти грабли снова. Особенно сейчас, когда США отказываются выполнять свои оружейные контракты по политическим причинам (взять ту же историю с самолетами F-35 для турок), и на этом фоне в мире растет запрос на нормальных поставщиков, которые честно выполняют взятые на себя обязательства.

Кроме того, предательство Ирана (а по-другому отказ от поставок С-400 по политическим причинам назвать нельзя) серьезно осложнит для Москвы завершение сирийской операции. Россия не удовлетворилась военной победой над ИГ* и решила добиться еще и политического триумфа – то есть примирить Асада с оппозицией и восстановить территориальную целостность Сирии. Дивиденды от этой победы куда выше, чем от военной – но и последствия поражения тоже куда серьезнее. А без эффективного сотрудничества с Ираном (являющимся главным внешним игроком в Сирии) никакой победы Москве в Сирии не светит.

Наконец, «продажа» Ирана будет ошибкой просто потому, что нет никаких гарантий получения оплаты. Любые уступки со стороны Трампа по постсоветскому пространству могут быть заблокированы Конгрессом, а любые бонусы со стороны Саудовской Аравии – пересмотрены «по просьбе США». В таких условиях стремление заключить политическую сделку будет в лучшем случае проявлением наивности, которой российское руководство уже давно не страдает. Именно поэтому информация Bloomberg с большой долей вероятности является или тиражированием слухов, или намеренным информационным вбросом, сделанным с целью нагнетания ситуации.

Однако все это не означает, что Москва не готова обсуждать иранскую ситуацию – хоть с чертом, хоть с Болтоном. Россия выступает за мирное дипломатическое решение американо-иранских противоречий и еще надеется отговорить США от эскалации конфликта с Ираном. Более того, Москва готова даже обсуждать какие-то варианты по Сирии, которые соответствуют российским интересам, пойдут поперек позиции Тегерана, но не будут предательством. Например, Кремль не против, чтобы в послевоенной Сирии гарантировались интересы Турции и ряда арабских стран, и не готов поддержать претензию Тегерана по включению Сирии в эксклюзивную сферу влияния Ирана. Однако вопрос в том, что готов Болтон предложить взамен. Пока что варианта сделки не просматривается.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Источник: vz.ru

Leave a comment